Chess

Суперфинал ТСЕС 14-го сезона: Stockfish против Leela Chess Zero. Неожиданно ли пока силы равны?

lc0После семнадцати (из ста) партий на Суперфинале 14-го сезона чемпионата мира ТСЕС, прошлогодний чемпион Stockfish 190203 (рейтинг 3588) ведет упорную борьбу с победитель в кубке TCEC-2018 LCZero v20.2-32930 (3404). Счет на сегодняшний день равный  8,5:8,5 . При том что соперники сумели сделать по 3 результативные партии (35% – очень высокая результативность).
Неожиданно для многих любителей шахмат Лила неожыданно еще на старте матча навязала Стоку жосткую борьбу очко в очко. Ранше суперфиналы чемпионата TCEC с Комодо (Komodo) либо Гудини (Houdini), для Стокфиша были простую формальность. Очень упорны матч получается!

Вот что о этом думает один из разработчиков LCZero – Alexander Lyashuk

Chessdom поговорил с одним из главных администраторов и ведущим разработчиком проекта Alexander Lyashuk об истории движка, его пути к соревновательным шахматам, деталях развития и будущем компьютерных шахмат в целом.

Поздравляем! Lc0 наконец-то завоевал свой первый крупный титул, выиграв Кубок TCEC

Действительно, первый крупный титул для Lc0. Это действительно хорошо, хотя я должен признать, что на этот раз это не случилось без удачи. Stockfish выбыл из борьбы до того, как у Лилы была возможность встретиться с ним, и это, очевидно, очень помогло.

В любом случае, это большое достижение для команды, и я хотел бы отметить, что не только разработчики сделали этот прогресс возможным. Основным драйвером усилий на самом деле является сообщество, которое предоставляет свои вычислительные мощности, чтобы помочь Лиле учиться, людям, которые проводят много силовых тестов, и тем, кто запускает видео на YouTube и подергивает потоки, или просто поддерживает моральный дух, будучи активным в чате и на форуме.

Также большое спасибо TCEC за предоставление платформы для демонстрации нашего прогресса и привлечения сообщества к проекту Lc0. Это бесспорно, что без TCEC Лилы было бы гораздо менее популярны.

Lc0 – очень молодой проект. Он был активен около года. Является ли это самым стремительным взлетом на вершину, что компьютерные шахматы стали свидетелями

Есть две основные даты, которые можно рассматривать как начало проекта. Первый – это официальное объявление Гэри [Gary Linscott] и запуск репозитория GitHub. Это произошло 2-7 января 2018 года. Другие считают, что фактический старт тренировочного конвейера Лилы следует считать реальным началом. Это произошло где-то в начале марта 2018 года.

Независимо от того, какую дату мы возьмем за начало проекта, это действительно, вероятно, самый быстрый рост шахматного движка. Хотя можно утверждать, что это справедливое сравнение с точки зрения достижений разработчиков. Традиционно разработка шахматного движка требовала большого опыта в шахматах, проб и ошибок. Разработчик должен сражаться голыми руками за каждые 3 очка Эло. Если разработчик берет отпуск, рост Эло прекращается. С Лилой мы, конечно, тоже занимаемся разработкой и обслуживанием инфраструктуры, но в целом мы просто ждем, и Лила становится сильнее. Мы можем поехать в отпуск, вернуться через 1 неделю – и Лила волшебным образом узнала что-то новое самостоятельно.

Кроме того, я хотел бы напомнить, что основная часть идей Лилы взята из статьи DeepMind. Только недавно мы начали экспериментировать с идеями архитектуры нейронной сети, которые отличаются от того, что там было написано. Но все это время AlphaZero был гидом нашего проекта.

Впервые Lc0 появился на соревновании в S12 TCEC. Тогда не было графического процессора, он просто работал на процессоре. Но это было также время, когда начался фан-бум! Оглядываясь назад в этот момент, что вы думаете?
Хорошо, что у TCEC теперь есть графические процессоры. С начала я действительно не ожидал, что TCEC сделает такие серьезные инвестиции в GPU. Для Сезон-13 я попытался срочно написать бэкэнд Leela, чтобы можно было распараллеливать работу на 47 процессорных ядрах, но затем было объявлено, что у конкурентов будут графические процессоры, поэтому я мог расслабиться.

Да, рост сообщества действительно взорвался, когда Лила вошла в TCEC, и у нас всегда была проблема (хорошая проблема!), что развитие не могло угнаться за количеством участников. Это по-прежнему примерно так: много людей вносят свой вклад, есть много хороших идей, слишком мало времени для реализации.

Теперь, судя по историческому взгляду, что вы думаете о технических трудностях, возникших на этом пути? …………..полное интервью на Chessdom.com

Chessdom © 2007 - 2011